Управляющая компании в сфере жкх: основная деятельность и задачи

Роль и основные функции управляющей компании в сфере ЖКХ

Управляющая компания – это юридическое лицо, оказывающее техническую поддержку жилья, а также проводящая организационные мероприятия с его собственниками на возмездной договорной основе.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную консультацию:+7 (499) 504-88-91 Москва
+7 (812) 317-50-97 Санкт-Петербург

Каковы функции управляющей компании?

Функциями управляющей компании являются:

  1. Санитарно-техническое обслуживание жилья и территории, располагающейся рядом с ним:
    • первоначальный анализ состояния дома;
    • план мероприятий по обслуживанию жилого помещения;
    • контроль над техническим состоянием жилья, его своевременный ремонт (крыша, двери, освещение, вентиляция и др.);
    • составление документов по техническому состоянию дома.
  2. Безопасные и комфортные условия для собственников жилья:
    • принятие мер по соблюдению порядка в доме, а также облагораживание территории возле него (строительство детских площадок, озеленение и др.);
    • выполнение действий по улучшению степени комфорта жильцов (соблюдение чистоты в подъездах, регулярный вывоз мусора, поддержание хорошего вида придомовой территории и др.);
    • защита от проникновения посторонних (монтаж камер видеонаблюдения, установка дверей с кодовым замком и др.);
    • устранение проблем, связанных с нарушением безопасного проживания граждан (неправильная работа системы бытового обслуживания).
  3. Предоставление квалифицированного сервиса, в соответствии с жилищно-коммунальными нуждами жильцов:
    • наблюдение за качеством жилищных услуг;
    • управление лицевыми счетами и сбор платежей;
    • расчет с подрядчиками и поставщиками в положенные сроки;
    • быстрое реагирование на аварийные ситуации и устранение их в короткие сроки;
    • подача отчетов о проделанных работах и запланированных мероприятиях на собраниях с жильцами дома (подача полной информации о техническом состоянии помещения, об аварийных ситуациях и о ближайших работах по их устранению);
    • создание тендера для выбора подрядчиков и поставщиков жилищно-коммунального управления, а также заключение договоров с ними.

Обо всех планируемых заключениях договоров управляющей компании с третьими лицами жильцы многоквартирного дома в обязательном порядке должны быть уведомлены.

Как формируются цены на услуги?

Формирование цен на жилищно-коммунальные услуги, поиск возможностей их уменьшения:

  1. Установление размера платы за жилищные услуги, а также услуги управляющей компании.
  2. Поиск инвестиций на осуществление различных вышеперечисленных работ.
  3. Поиск возможных мер по энергосбережению.
  4. Осуществление мер по использованию имущества (ремонт помещений для дальнейшего коммерческого использования, заключение договоров аренды и т.п.).

Основные направления деятельности

Для выполнения всех задач управляющей компании существуют основные направления деятельности:

  • общее руководство (координация и контроль работы подразделений, напрямую касается работы директора УК, главного инженера, главного бухгалтера);
  • технический контроль и планирование (инженерно-техническая служба контролирует состояния жилищного фонда, планирует ремонтные работы);
  • финансово-экономическая деятельность (финансовое обеспечение деятельности компании согласно ее стратегии развития);
  • договорно-правовая деятельность (правовое сопровождение управляющей компании при защите прав собственников, заключении договоров и т.д.);
  • инженерно-техническая деятельность (обеспечение рабочего состояния оборудования, удовлетворение нужд жильцов по техническому обслуживанию и т.д.).

Управляющая компания – одна из допустимых форм руководства жилыми помещениями, в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ.

Чем регулируется?

Законодательно деятельность управляющей компании по части технического обслуживания регулируется такими нормативными актами как:

  1. Федеральный закон о техническом регулировании.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  3. Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда от 27.09.2003г.
  4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Если был причинен вред здоровью жильцов, либо нанесен им материальный ущерб, то управляющая компания должна быть наказана, согласно действующему законодательству.

При появлении сложно решаемых ситуаций жильцы имеют право прибегнуть к помощи суда для дальнейшего решения проблемы.

При неподобающем исполнении функций управляющей организации, договор с ней можно расторгнуть односторонне.

О функциях управляющей компании в сфере ЖКХ вы можете узнать из видео:

Источник: https://mylawyer.club/nedvizhimost/kvartira/upravlenie/uk/funktsii.html

Деятельность управляющих компаний: организация и контроль

В органы власти как на государственном, так и на муниципальном уровне больше всего поступает вопросов по ЖКХ.

У собственников многоквартирных домов возникают проблемы с тепло- и водоснабжением, капитальным и текущим ремонтом дома, уборкой территории и т. д.

Деятельность управляющих компаний ориентирована на грамотное разрешение возникающих вопросов в сфере ЖКХ у собственников многоквартирных домов.

Обратите внимание

Предоставление услуг по управлению и содержанию многоквартирных домов, поддержание технических и санитарных норм, а также стабильное оснащение различными необходимыми ресурсами – все это является основным видом деятельности управляющей компании.

Существует три вида управляющих компаний:

  • Управляющие. Такие компании берутся лишь за управление домами и за содержание общедомового имущества, для всего остального нанимаются третьи лица, которые оказывают жильцам всевозможные коммунальные услуги по договору подряда с УК.
  • Гибридные. Организации, берущие на себя не только управление и содержание домов, но и в полном объеме оказывающие собственникам жилья коммунальные услуги.
  • Эксплуатационные. Компании, работающие по договорам подряда, непосредственно заключенным с жильцами или ТСЖ. Предоставляют эксплуатационные услуги как по техническому обслуживанию, так и по санитарному содержанию домов многоквартирного типа.

Вид управления зависит от вашей готовности на дополнительные расходы и на собственное включение в процесс управления.

Первый вариант – когда управляющая компания фактически состоит из руководителя и группы менеджеров. Такая команда решает организационные вопросы и все возникающие проблемы.

Третьи лица привлекаются в качестве исполнителей по осуществлению ремонта, уборки, по содержанию общедомового имущества и т.д.

Управляющая компания несет ответственность за выполнение сторонними организациями всего комплекса коммунальных услуг.

По каким вопросам УО взаимодействует с советом МКД

При втором варианте организация в полном объеме принимает на себя все обязанности по управлению, обслуживанию и эксплуатации. Чтобы управляющей компании совмещать эти функции, необходим достаточный штат работников, а также специальное оборудование. В данном случае нужно тщательно контролировать своих работников на предмет качественного выполнения работ.

  • Права управляющей компании и ответственность за нарушения

Документы и законы, регулирующие деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ

Управляющая компания формируется с целью обеспечения организационной деятельности в группе многоквартирных домов по решению ТСЖ или инициативных собственников жилья, которые уведомили ТСЖ о своем намерении организовать управляющую компанию.

  • Должен ли быть в управляющей организации кодекс этики?

Сфера деятельности управляющей компании регламентируется определенными документами, которые должны соответствовать нормам ГОСТов. Необязательно организовывать новую управляющую компанию, можно присоединиться к уже существующей близлежащей УК.

Правовая деятельность управляющей компании прописана в следующих нормативных актах:

  • Гражданский кодекс РФ (статьи с 209 по 217, с 288 по 293, с 683 по 688).
  • Жилищный кодекс РФ (статьи с 154 по 157, с 161 по 165).
  • Постановление Правительства РФ № 75 от 6 февраля 2006 года «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».
  • Федеральный закон РФ № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Согласно действующему законодательству именно жильцы многоквартирного дома на общем собрании решают факт осуществления работы конкретной управляющей компанией.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102077-deyatelnost-upravlyayushchih-kompaniy

Основные приоритеты, цели и задачи ЖКХ

III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной

политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

 Основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

№ 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.

  Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;

модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;

переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.

  Понятия качества и надежности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

   Основной задачей органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающей в том числе сокращение административных процедур, предотвращение коррупции.

  Реализация этой задачи невозможна без повышения прозрачности информации о деятельности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства для потребителей, инвесторов и контролирующих органов, на обеспечение которой направлено создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо стимулировать развитие интеллектуальных систем комплексного учета коммунальных энергоресурсов, позволяющих в первую очередь обеспечить дистанционный учет коммунальных энергоресурсов (услуг), в том числе за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, обобщения и популяризации наилучших решений по этому вопросу, а также создание на региональном уровне единого информационного ресурса (базы данных), обеспечивающего организацию регулярного сбора и систематизацию достоверной и актуальной информации об объектах коммунальной инфраструктуры, об их технико-экономическом состоянии и имущественных правах на указанные выше объекты, о региональных потребителях коммунальных ресурсов (услуг).    Повышение информационной прозрачности в указанной сфере позитивным образом отразится на качестве принимаемых управленческих решений, повышении энергоэффективности и платежной дисциплины, а также на содействии привлечению инвестиций в отрасль.

  Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования.

 В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития жилищно-коммунального хозяйства, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие рынка энергосервисных услуг.

Важно

  Для обеспечения модернизации инвестиционно непривлекательных объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо принимать специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов предприятий, контролируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам на основе концессионных соглашений.

Читайте также:  Какие документы нужны для выписки из дома: перечень, образец заявления

 Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач необходимо осуществить меры и мероприятия, направленные на:

развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства на рыночных условиях;

повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования;

повышение эффективности управления инфраструктурой, стимулирование энергосбережения, учитывая при этом проблему отрицательной экономической эффективности большинства проектов повышения энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и их большую затратность;

переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры;

формирование системы мотивации участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства как в жилищном, так и в коммунальном секторе, стимулирующей их к рациональному и энергоэффективному поведению;

обеспечение адресности социальной поддержки населения;

развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, совершенствование системы общественного контроля, улучшение имиджа жилищно-коммунального хозяйства в средствах массовой информации.

Совет

  Стратегия определяет цели и задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учетом их специфики, а также меры и мероприятия, необходимые для достижения установленных в этих сферах целей и решения поставленных задач.

 Качественное и поступательное развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства будет служить одним из основных источников экономического развития регионов Российской Федерации ввиду тесного сопряжения отрасли с более чем 30 смежными отраслями.

В период финансовой нестабильности жилищно-коммунальное хозяйство является одним из наиболее стабильных секторов экономики Российской Федерации (в том числе благодаря наличию гарантированного спроса на производимые товары, работы и услуги).

 Достижение поставленных целей и задач, а также реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, приведет к созданию сбалансированной (между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг) модели отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в основу которой будет положена следующая целевая ситуация — обеспечение потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами, стоимость которых, с одной стороны, доступна потребителю (в том числе с учетом оказания государственной (муниципальной) поддержки социально незащищенным категориям населения), и, с другой стороны, обеспечивает не только возмещение расходов на производство указанных услуг их производителям, но и доходность для инвесторов.

  Мониторинг достижения целей и решения задач Стратегии будет осуществляться Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации посредством использования следующих основных инструментов:

государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства в части информации, размещаемой в этой информационной системе;

информационная ведомственная система мониторинга состояния жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;

автоматизированная система «Реформа ЖКХ», администрируемая в настоящее время государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в части вопросов переселения граждан из аварийного жилищного фонда и функционирования региональных систем капитального ремонта.

   По результатам мониторинга реализации Стратегии планируется направить ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации, а также рассмотреть указанные результаты на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданной решением Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 20 мая 2015 г. № 3083п-П9.

________________________________________________

Источник: https://xn--80almfnfiqx.xn--p1ai/80rasp5.html

Основная деятельность управляющий компаний в сфере ЖКХ и что входит в функции Роспотребнадзора?

Знание функций ЖКХ позволяет жильцам многоквартирных домов наладить эффективное взаимодействие со своей управляющей компанией.

Регламентируется работа УК Жилищным кодексом и прочими нормативными актами. Из статьи вы узнаете, что входит в полномочия УК, какими организациями контролируется их деятельность.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ

Деятельность УК, занимающихся жилищно-коммунальным хозяйством, регулируется жилищным законодательством.

Сфера деятельности ЖКХ — это организация жизнедеятельности многоквартирных зданий. Это посредники между собственниками и структурами, поставляющими коммунальные услуги.

Они собирают и накапливают средства жильцов для уплаты услуг, осуществления ремонтных работ. Деятельность ЖКХ — это также сбор информации по конкретному зданию.

Компании владеют следующими данными:

  1. имеющиеся технические неполадки.
  2. Учет износа.
  3. Учет времени использования оборудования.

СПРАВКА: К ЖКХ применимы также законы, касающиеся защиты потребителей. Связано это с тем, что УК вступает с жильцами в потребительские отношения, оказывая соответствующие услуги.

Функционирование ЖКХ направлено на обеспечение комфортной эксплуатации здания для жильцов.

Функции управляющей компании ЖКХ — это:

  • стимулирование повышения качества предоставляемых услуг;
  • улучшение механизма сборов и расчетов;
  • уменьшение задолженностей, в том числе, взаимных;
  • стимулирование ресурсосбережения;
  • создание стандарта качества на предоставляемые услуги;
  • обеспечение конкурентной среды среди УК.

ЖКХ является многогранной структурой, решающей множество проблем.

Финансовая деятельность

Бюджет ЖКХ формируется из двух источников:

  1. платежи, внесенные собственниками.
  2. Дотации от государства.

Финансовая деятельность ЖКХ включает в себя следующие функции:

  • расчет платежей за свои услуги, прием финансовых поступлений от жильцов;
  • внедрение единого стандарта касательно цен на услуги;
  • распределение принятых средств;
  • составление финансовой отчетности;
  • экономический анализ деятельности, предназначенный для осуществления снижения тарифов.

Структуры ЖКХ занимаются оптимизацией всех финансовых процессов, улучшением систем сбора и распределения поступивших средств.

Роль Роспотребнадзора

ВНИМАНИЕ: Роспотребнадзор занимается защитой прав потребителя. Данный орган отчасти регулирует потребительские правоотношения между УК и собственниками.

О функциях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ можно прочитать в открытом письме данного органа от 14 ноября 2012 года.

В компетенции структуры находятся данные вопросы:

  • навязывание оплаты за услуги;
  • УК не дает необходимой информации и отчетов о своей деятельности;
  • плохое санитарное состояние общедомовых участков;
  • низкая температура подаваемой воды;
  • плохое качество воды;
  • холод в квартире в отопительные сезоны;
  • неправильное содержание контейнерных площадок;
  • мешающие звуки при работе инженерных систем;
  • плохое качество песка на детских площадках;
  • грызуны на общей территории дома.

Однако в компетенцию Роспотребнадзора не входят следующие вопросы:

  • заключение договоров с УК;
  • нарушение порядка поставки коммунальных услуг;
  • высокие платежи по ЖКХ;
  • затопление жилья соседями;
  • ветхое или аварийное состояние здания;
  • неудовлетворительное проведение ремонтных работ;
  • отлов безнадзорных животных;
  • шум, вызванный не инженерными системами, но людьми.

ВНИМАНИЕ! Роспотребнадзор может осуществлять проверки потребительской части взаимодействия с УК. Однако все вопросы, связанные с ЖКХ, данный орган не решает.

Функции управляющих компаний в сфере ЖКХ включают в себя:

  • отслеживание качества и своевременного оказания услуг;
  • оформление смет на работы, поиск подрядчиков;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания при помощи своевременных ремонтных работ, устранения аварий;
  • прием жалоб и обращений от собственников;
  • работа над составлением плана эксплуатации здания, ознакомление с ним жильцов;
  • работа над программами, включающими план по капитальному ремонту и реконструкции;
  • оформление договоров аренды, если поступило соответствующее обращение от собственника;
  • отстаивание интересов жильцов в различных структурах для решения правовых и организационных вопросов;
  • осуществление проверки состояния общедомовой собственности, организация оценочной комиссии;
  • проведение планового капитального и косметического ремонта;
  • исправление неисправностей по обращению жильцов;
  • аккумулирование финансовых средств на проведение работ.

Между УК и собственниками составляется договор. В нем указываются обязанности и функции жилищно-коммунального хозяйства.

Один из экземпляров документа должен находиться у жильцов. Если бумага отсутствует, ее можно запросить в УК.

ВАЖНО! Отношения между собственниками и управляющей компанией регулируются именно договором. На его основании можно требовать от УК выполнения определенных работ.

Если в договоре отсутствует, к примеру, пункт про проведение косметического ремонта, то требовать его осуществления собственники не могут.

Функции и работа УК определяются следующими нормативными актами:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Гражданский кодекс (статьи 209-217, 683-688).

    ГК РФ Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

    Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном «законами» о приватизации государственного и муниципального имущества.
    При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

    ГК РФ Статья 683. Срок в договоре найма жилого помещения

    1. Договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет.
    2. К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 — 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное.

    ГК РФ Статья 688. Последствия расторжения договора найма жилого помещения

    В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, «подлежат выселению» из жилого помещения на основании решения суда.

  3. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2006 года.

Функции ЖКХ крайне разнообразны, и касаются многих сфер: финансовые расчеты, обеспечение собственников коммунальными услугами, проверка состояния общедомовой собственности, проведение ремонта.

Источник: http://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/funktsii-i-deyatelnost.html

Управляющая компания: что это такое, её основные функции и обязанности в ЖКХ по закону

Область ЖКХ – одна из важнейших на сегодняшний день. Она присутствует в нашей жизни каждый день, хоть мы этого и не замечаем. Сегодня обязанности по содержанию домов и придомовых территорий в надлежащем виде полностью ложатся на плечи юридических лиц – управляющих компаний (УК). Жильцы имеют право самостоятельно выбрать управляющую компанию, заключив с ней договор.

Каждый собственник жилья в доме должен получить по экземпляру договора, в котором подробно прописаны права и обязанности сторон. Конечно, в действительности эти права не всегда соблюдаются. Чем занимается управляющая компания ЖКХ и что входит в ее обязанности, рассмотрим далее.

Читайте также:  Порядок отключения электричества за неуплату и как подключить его обратно, что делать, если отключили незаконно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Что такое управляющая компания

В сфере ЖКХ управляющая компания – это организация, главная обязанность которой заключается в обеспечении надлежащего санитарного и технического состояния многоквартирных домов и придомовой территории.

УК заключает ряд договоров с иными хозяйствующими организациями, которые поставляют жильцам различные коммунальные услуги. Помимо УК, управление домом может осуществляться собственниками самостоятельно или через товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Однако именно УК на сегодняшний день является наиболее распространенным методом управления. Иными словами, компания служит своеобразным посредником между жильцами и поставщиками коммунальных услуг.

Выбрать УК жильцы могут на общем собрании собственников жилья. Также они могут продлить срок действия соглашения с организацией либо прекратить его.

Обратите внимание

В качестве УК могут выступать акционерные общества, жилищные кооперативы, некоммерческие организации. Они выполняют ряд важнейших социальных, экономических и технических функций. Деятельность управляющей компании в сфере ЖКХ трудно переоценить – она является гарантом комфорта жильцов дома.

Виды компаний:

  1. Управляющие. Название говорит само за себя. Их цель – содержание в порядке общедомового имущества, осуществление функций управления. Все остальные функции ложатся на третьих лиц или иных исполнителей.
  2. Эксплуатационные – организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с соглашениями подряда. Как правило, их работа направлена на поддержание технического и санитарного состояния многоквартирного дома.
  3. Гибридные – совмещают в себе как функции управления, так и услуги по ремонту, обслуживанию и содержанию домов.

Способ управления зависит от активности жильцов дома и их готовности тратить дополнительные финансовые средства.

Чем регулируется деятельность УК

На законодательном уровне статус УК не регламентирован. Однако обязанности УК регулируются Жилищным кодексом – ЖКХ-сфера очень обширна.

В нем и в Гражданском кодексе РФ установлено, что жильцы дома обязаны на общем собрании выбрать способ управления многоквартирным домом. В чем еще заключается ответственность управляющей компании за общедомовое имущество?

Деятельность УК регулируется контрольно-надзорным органом – Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) и ее территориальными органами.

Эта организация имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, выдавать предписания УК, проверять ее деятельность на предмет законности. Также государственная инспекция проводит контроль за порядком лицензирования компаний.

На региональном уровне организацию контролирует ряд органов:

  1. Министерство строительства – занимается вопросами капитального ремонта, предоставления услуг ЖКХ.
  2. Федеральная антимонопольная служба – следит за порядком образования цен на коммунальные услуги.
  3. Министерство энергетики – осуществляет надзор за нормативами подачи теплоэнергии.

На местном уровне деятельность УК регламентируется локальными нормативными актами администрации города (района) или иных муниципальных образований. Предусмотрен порядок выездных и документальных проверок.

Не стоит забывать еще об одном способе контроля: сами жильцы имеют законное право следить за деятельностью УК и корректировать ее. Все действия регламентируются договором, заключенным между жильцами и УК. Именно поэтому важно максимально точно прописать в нем все пункты и условия.

Обязанности управляющей компании в сфере ЖКХ

Собственники и арендаторы жилья не всегда понимают, какие именно обязанности возложены на управляющую организацию. Некоторые УК пользуются недостаточной осведомленностью граждан и не всегда выполняют свои обязательства по содержанию и ремонту дома.

У жильцов появляется много вопросов и недопониманий. Чтобы их не возникало, необходимо четко понимать, что именно входит в круг обязанностей УК. Права и обязанности управляющей компании в многоквартирном доме рассмотрим далее.

Ремонтные работы

В круг обязанностей по ремонту общедомового имущества и дома входят:

  1. Работы по капитальному ремонту.
  2. Осмотр состояния дома и придомовой территории.
  3. Устранение аварийных ситуаций и профилактика их возникновения.
  4. Подготовка жилья к сезону отопления.
  5. Озеленение придомовой территории.
  6. Поддержание санитарного состояния подъезда и иных помещений дома.
  7. Поддержание нормального состояния коммуникаций дома.
  8. Осуществление текущего ремонта.
  9. Установка и поддержание корректной работы приборов общедомового учета.

На придомовой территории

В эту территорию входит участок земли, расположенной возле МКД. Она, как и дом, является собственностью жильцов. Придомовая территория служит показателем благополучности дома и его жителей. У УК также есть ряд полномочий, которые она обязана осуществлять в отношении придомовой территории:

  • содержание участка в чистоте, уборка мусора;
  • обеспечение проезда аварийным службам в случае наступления чрезвычайной ситуации;
  • облагораживание и озеленение клумб;
  • установка безопасных детских площадок;
  • предоставление парковочных мест жителям МКД;
  • возведение спортивных площадок.

Некоторые компании в целях экономии средств не нанимают дворников. Дворы из-за этого находятся в ужасном состоянии: грязь, мусор, неухоженные газоны.

Технический контроль

Представляет собой комплекс мероприятий, направленный на поддержание зданий в нормальном техническом состоянии. Производится наблюдение за объектами на предмет тех или иных неполадок, собранные данные исследуются, после чего составляется смета.

Обязанности по части технического контроля исполняет техотдел УК. Руководит отделом главный инженер, у него в подчинении находятся электрик, сантехник, дворник. Поводом проведения технического обследования МКД и его придомовой территории может являться как инициатива УК, так и обращение жильцов.

Обязанности перед собственниками по перерасчету

Согласно современному законодательству, данный раздел также включается в обязанности управляющих компаний по содержанию многоквартирного дома. В него входят:

  1. Содержание дома. Если жильцы докажут, что вывоз мусора и уборка в подъезде не производится в том количестве и в том качестве, которое указано в договоре, то по итогам перерасчета стоимость таких услуг исключается из счета на оплату.
  2. Водоснабжение. Если в вашу квартиру поступает вода с ржавчиной, или из крана разносятся неприятные запахи, то ее подача не оплачивается до момента устранения неполадок. Если температура воды не соответствует нормам, то ее стоимость также уменьшается. То же самое касается срока ремонтных работ: если он превышен, то за каждый час просрочки стоимость уменьшается на 0,15%.
  3. Отопление. Если приборы отопления работают с перебоями, то вам положен перерасчет суммы на оплату. Как и в водоснабжении, за каждый час просрочки стоимость услуг понижается на 0,15%.
  4. Газ и электричество. Перерывы в газоснабжении влекут за собой уменьшение оплаты на 0,15% за каждый час. То же самое касается и электричества.

Финансовое обеспечение

В каждой УК должен быть экономический отдел. Его обязанности заключаются в следующем:

  • исследование действующей финансовой политики УК;
  • разработка тарифных планов;
  • взаимодействие с должниками;
  • перевод финансов поставщикам коммунальных услуг;
  • снабжение заработной платой сотрудников УК.

В экономическом отделе находится главный бухгалтер УК и экономист. Они проводят всю расчетную политику организации, изучают направления своей деятельности, в результате полученных данных оптимизируют расходы.

Что не входит в обязанности УК

Итак, изучим, что же не подразумевает работа управляющих компаний в сфере ЖКХ. В первую очередь она не обязана выполнять действия, которые прямо не предусмотрены жилищным законодательством.

Представим ситуацию: во время очередного косметического ремонта стены подъезда покрасили в зеленый цвет. Жильцам дома это не понравилось, и они решили написать жалобу на УК в жилищную инспекцию с требованием перекрасить стены. УК выполнила свою обязанность по ремонту? Да, выполнила. Цвет стен здесь роли не играет, и в принятии такой жалобы будет отказано.

Или представьте, что ваша собака перегрызла счетчик воды. По закону, УК обязана бесплатно устанавливать общедомовые приборы учета, что она и сделала в вашей квартире. И в том, что по вашей вине счетчик пришел в негодность, УК не виновата. Вы обязаны повторно установить прибор, заплатив деньги из своего кармана.

На сегодняшний день УК действительно допускают много нарушений. Однако не стоит путать понятия «обязан» и «должен» и требовать от организации удовлетворения своих желаний.

Количество жалоб на различные управляющие организации растут с каждым днем. Наиболее распространенные из них касаются оплаты коммунальных платежей или уборки дома и придомовой территории. Люди возмущены, что ежемесячные платежи из их кошельков уходят «в никуда».

Подъезды грязные, цветочные клумбы неухоженные, обязанности по ремонту не исполнялись уже много лет. Если УК никак не реагирует на ваши жалобы и обращения, вы всегда можете организовать внеплановое собрание собственников МКД и на повестку дня поставить вопрос о смене УК.

Заключение

Круг полномочий управляющих организаций весьма обширен. Сюда включены обязанности УК по Жилищному кодексу ЖКХ по ремонту, уборке, поддержанию нормального состояния дома.

Функции управляющих компаний многоквартирного дома подробно регламентируются жилищным законодательством. Услуги управляющей компании индивидуальны, и если они не выполняются в надлежащем качестве или количестве, жильцам следует подавать жалобу или менять УК на другую.

Источник: https://101jurist.com/nedvizhimost/obsluzhivanie/chem-zanimaetsya-upravlyayuschaya-kompaniya.html

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства



Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий, компаний, служб, деятельность которых направлена на обслуживание инженерной инфраструктуры, предоставление ресурсов, большой ассортимент жилищных и коммунальных услуг населению согласно стандартам качества и для комфортного проживания.

Управление в данной сфере вызывает много противоречий, именно поэтому жилищно-коммунальное хозяйство подвергалось неоднократному реформированию.

Важно

Переход в 90-е г. сферы жилищно-коммунальных услуг на рыночные принципы хозяйствования, связанный с переходом российской экономики к рыночной экономике, был необходим для решения многих проблем. К проблемам, требующим урегулирования следует отнести:

– необходимость установки и разделения границ в правах владения собственностью и в управлении собственностью;

– возможность привести взаимоотношения субъектов хозяйствования и собственников жилья к отношениям, основанным на заключении договоров;

– вероятность увеличить конкуренцию в данной отрасли;

Читайте также:  Как разделить лицевой счет в приватизированной или муниципальной квартире

– увеличение стабильности и надежности в функционировании коммунальных и жилищных систем, обеспечивающих комфортное проживание населения;

– привлечение денежных средств в жилищно-коммунальное хозяйство;

– повышение качества предоставляемых услуг, и, при этом, снижение излишних расходов;

– адресная социальная защита [3, c.156].

Правительством Российской Федерации в 1991 году было решено, что объекты будут передаваться для обслуживания и управления на муниципальный уровень. Результатом такого решение стало появление на рынке управляющих организаций, выступающих в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в качестве муниципального заказчика.

В 2002 году была утверждена постановлением Правительства от 17.11.2001 г.

№ 797 подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010г». [2]. В 2005 году был принят новый Жилищный кодекс [1].

Ведение данных актов позволило жилищно-коммунальному хозяйству существовать в качестве рынка жилищных услуг и рынка коммунальных услуг.

Изменения периода 2002–2010 гг. привели к следующим положительным итогам:

– появление конкуренции на рынке жилищных услуг в связи с появлением большого ассортимента предложений;

– появление нормативных документов, направленных на защиту прав потребителей рынка ЖКУ;

– оплата услуг, как коммунальных, так и жилищных полностью переходит под ответственность населения;

– адресная помощь потребителям ЖКУ;

– повышение уровня контроля органов местного самоуправления за осуществляющими управление организациями [4, c. 111].

К отрицательным результатам можно отнести следующее:

– отсутствие баланса в финансах от государства;

– отсутствие законов и правовых актов, регулирующих отношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями и собственниками;

– проблемы, связанные с перекрестным субсидированием, подразумевающим повышение тарифов для определенных групп населения и понижение для других [4, c.111].

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства действует в кризисных условиях. На рынке жилищно-коммунальных услуг низкий уровень конкуренции, крупные управляющие компании пытаются рынок монополизировать. Мероприятий по улучшению ситуации не проводится, управляемость низкая.

Необходимо вмешательство государства для регулирования сферы ЖКХ на основе рыночного механизма. Должно быть взаимодействие на всех уровнях управления.

В настоящее время участие со стороны государства проявляется в следующей форме: социальная поддержка групп населения с малым доходом, утверждение тарифов, работа по демонополизации. Для выстраивания государственно-частного партнерства требуется проработка законодательной базы.

Для совершенствования управления ЖКХ необходимо:

– наладить взаимодействие между муниципальными образованиями и органами государственного регулирования;

– формирование профессиональной системы оказания жилищных и коммунальных услуг населению;

– привлечение частного бизнеса;

– построение договорных отношений между всеми участниками рынка;

– прозрачная тарифная политика [4, c. 111].

У жилого многоквартирного дома по законодательству должен быть определен способ управления. К способам управления домом можно отнести: жилищные кооперативы, товарищество собственников жилья, управляющие организации. В настоящее время управление домом при помощи товариществ и управляющих организаций является наиболее благоприятным и удобным [5, c. 208].

Управляющая компания — это организация, действующая на коммерческой основе, осуществляющая полноценное управление многоквартирными домом (домами), целью которой является получение прибыли. Перед управляющей компанией стоит задача увеличения эффективности муниципального управления.

Управляющая организация в своей деятельности сталкивается со многими проблема. Но, одновременно, имеет много шансов на развитие и рост.

Одной из главных проблем в настоящее время является большая задолженность жильцов перед управляющими компаниями. Что в свою очередь ведет к долгам управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. Жильцы, оплачивающие услуги вовремя также терпят неудобства из-за неплательщиков.

Со стороны управляющих компаний ведется работа по уменьшению задолженности, например, отправление почтовых уведомлений о наличии задолженности, автоматический обзвон жильцов с предупреждением о необходимости оплаты долга, отключение коммунальных услуг должникам за неуплату.

Совет

Данная проблема может быть связана с низкими доходами жильцов из-за высокого уровня безработицы, отсутствием индексации заработной платы, пособий, пенсий в соответствии с повышением уровня цен.

Решением проблемы может стать попытка со стороны управляющей компании донести информацию до жильцов о субсидиях, компенсациях, подсказать, в какие органы и куда обращаться определенным малоимущим и нуждающимся категориям граждан [3, c.156].

Под заведование управляющих компаний попадают не только новые дома, имеющие недоделки со стороны застройщика, с которыми нужно работать и достраивать, но и дома старого фонда, имеющие до 70 % износа. Населению оказывается помощь органами местного самоуправления и государством в виде субсидий.

Проводятся программы по расселению жителей, проживающих в аварийных домах и домах, подлежащих сносу. Так как ранее действия по реконструкции и ремонту жилых домов проводились в малых объемах. По данным 2017 года реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда России оплачивается в основном бюджетом государства.

Данная ситуация происходит от отсутствия у населения заинтересованности в инвестировании собственных средств в реконструкцию и капитальный ремонт жилья.

Ссылаясь на положение раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, следует сказать, что владельцы помещений многоквартирного дома ежемесячно обязуются оплачивать услугу под названием «капитальный ремонт». Управляющие компании не имеют права тратить на конкретный дом денежные средства, полученные от других домов.

Поэтому из-за большой задолженности жильцов, управление домом, находящимся в аварийном состоянии, с разбитым асфальтом на прилегающей территории, обрушающейся штукатуркой на фасадах экономически не выгодно и ведет к тяжелому финансовому состоянию управляющей компании [3, c.157].

Стоит рассмотреть еще одну проблему управляющих компаний — отношения с поставщиками ресурсов. Управляющие компании, получая ресурсы, обязуются оплачивать их в полном объеме и в установленный срок, иначе ресурсы предоставлены не будут. Чтобы не допустить отключения, управляющие компании несут крупные потери.

Обратите внимание

Решением в данном вопросе может стать: заключение прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями с правообладателями жилых помещений многоквартирных домов. Таким образом собственник будет рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно, ответственность за задолженность будет лежать только на нем.

Так управляющие компании смогли бы уменьшить задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.

С увеличением объемов новых домов для управления (приход нового дома от застройщика, выигрыш дома по конкурсу, проведение общего собрания собственников на новом доме с положительным результатом, сотрудничество с ТСЖ) качество оказываемых услуг падает. Что связано с физической невозможностью оказывать работы в тех же объемах на старых домах, работая параллельно на новых.

Так качество выполняемых работ ухудшается, количество недовольных собственников возрастает. В следствии чего развивается конкуренция на рынке среди управляющих компаний. Поэтому управляющим компаниям нужно быть готовыми оказывать услуги на должном уровне независимо от количества объектов, находящихся в управлении.

Годовой план следует выполнять в полном объеме на каждом объекте.

Органом, контролирующим сферу ЖКХ является Государственная жилищная инспекция. ГЖИ выдают управляющим компаниям лицензии, документы на разрешение деятельности. УК подвергаются многочисленным проверкам регулирующих органов в том числе и по инициативе и жалобам жителей.

Со стороны государства планируется введение мероприятий по усиленному контролю деятельности управляющих организаций.

А именно: планируется разработка определенного перечня работ для выполнения и определение сроков для их отработки, будет урегулировано время для ответов на заявки, поступающие от жильцов, будет определен порядок контроля состояния общедомового и инженерного оборудования, проведение регулярных технических осмотром, принципы работы с населением.

В настоящее время любой недовольный качеством обслуживания или начислениями в квитанции житель может обратиться с официальной жалобой или заявлением сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе или при отсутствии действий со стороны управляющей компании жилец может обратиться в вышестоящие органы, Государственную жилищную инспекцию, Администрацию района, Прокуратуру, суд [6, c. 130].

Важно

Существует тенденция понижения интереса и отсутствия инициативы со стороны собственников. Что проявляется в игнорировании общих собраний собственников, нежелании принимать участие и активные действия по благоустройству и содержанию дома. Безразличие к организации, управляющей домом и качеству услуг, которые компания предоставляет.

Оттого во многом работы выполняются некачественно и безответственно. Одним из вариантов развития и улучшения деятельности управляющей компании может стать — установка личного контакта с собственниками, более индивидуальный подход к каждому дому и к собственнику лично. Для этого необходимо отрабатывать заявки в срок и качественно, объясняя жильцу, на что затрачены его денежные средства.

Компании следует идти на диалог с жильцами, слышать предложения и пожелания по благоустройству и содержанию, пытаться реализовывать их, поднимая оговоренные вопросы на общих собраниях собственников. Такой подход повысит конкурентоспособность управляющей компании.

На каждом доме должен находиться представитель от управляющей компании — квалифицированный специалист, способный оказать жильцу помощь как технического характера, так и с человеческой точки зрения.

Для конструктивного выстраивания диалога с жильцами управляющей компании следует предоставлять отчеты о деятельности и устранении аварий, неисправностей оборудования, акты осенних-весенних осмотров, проекты запланированных работ и планируемых затрат на год, акты о работе с подрядчиками, заключенные договоры, в установленные законом сроки.

По законодательству управляющая компания обязуется проводить ежегодное плановое общее собрание собственников. Но при желании собственников проведения внепланового собрания, необходимо собрать инициативную группу и направить в управляющую компанию заявление с желанием созыва собрания.

На что управляющая компания должна ответить проведением собрания в установленные законом сроки.

Для расширения перечня объектов управления управляющей компании можно сотрудничать с товариществом собственников жилья многоквартирного дома, предоставляя бухгалтерское обслуживание и координации отработки финансового плана работ, которые запланированы. Сотрудничество с ТСЖ обеспечит работу с опытным коллективом, осознающим состояние собственного жилого фонда и имеющих конкретные цели по улучшению условий проживания.

Совет

Управляющим компаниям следует уделять пристальное вниманию подбору подрядчиков на выполнение работ. Так как мелким подрядчикам невыгодно работать с небольшими объемами работ, работа может быть выполнена недобросовестно. Представитель УК, принимающий работу, должен иметь опыт и осведомленность в данной сфере.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/203/49755/

Ссылка на основную публикацию